Понятия со словосочетанием «священные гимны»
Связанные понятия
Иерофа́нт (греч. ἱεροφάντης «показывающий священное») — у древних греков старший пожизненный жрец при Элевсинских таинствах.
Канона́рх (греч. κανονάρχος от греч. κᾰνών — «канон» + ἄρχων, ἄρχοντος — «начальник») — церковнослужитель, возглашающий перед пением глас и строчки из молитвословия, которые вслед за возглашением поёт хор.
Веди́йская мифоло́гия — мифологические аспекты ведийской религии и литературы, ставшие позднее базой для индуистской мифологии. Центральным мифом, выступающим основой ведийского ритуала, является история Индры, который, будучи опьянён небесным напитком сома, убивает дракона Вритру и освобождает ведийские реки, коров и зарю.
Селлы (др.-греч. Σελλοί) — жрецы в святилище Зевса в древнегреческом городе Додоне.
Степе́нны, Степе́нь, Степе́нные антифо́ны (греч. ἀνα-βαθμός — ступень) — название некоторых песнопений в Православии. Степенны поются на утрени во время полиелея перед чтением Евангелия. Согласно Уставу степенны положено петь на манер антифонов. Степенны являются подражаниями пятнадцати так называемых степенных псалмов (18-ая кафизма — 119-133 псалмы), которые пелись ещё ветхозаветными священниками на пятнадцати ступенях грандиозного Иерусалимского храма.
Энко́мий (др.-греч. ἐγκώμιον — восхваление) — в Древней Греции хвалебная песнь в виде распеваемых стихов в честь богов или людей. Энкомии исполнялись во время праздничных шествий под аккомпанемент лиры, форминги и авлоса. Энкомий был близок застольной песне — сколию.
Адитон (др.-греч. ἄδυτον — «святыня» от a-ditos, «недоступный, священный») или ади́тум (лат. adytum) — особая священная комната в древнегреческих и римских храмах, расположенная позади основного помещения (наоса у греков, целлы у римлян), где находилась статуя божества. В адитон могли входить только жрецы или известные лица, и лишь в строго определённое время. Там находились алтарь (жертвенник) и сокровищница.
Тиаз (греч. θίασος; букв. «шествие Вакха») — в древнегреческой культуре так называлась экстатическая процессия, устраивавшаяся в честь каких-то божеств (прежде всего Диониса).
Пурура́вас (санскр. पुरूरवस्, Purūravas IAST) — в индийской мифологии первый царь Лунной династии.
Га́нга (санскр. गंगा, хинди गंगा, Gaṅgā IAST, тайск. คงคา) — индуистская богиня, воплощение священной реки Ганга (Ганг). Река и богиня играют заметную роль в религии и мифологии индуизма. Она одновременно является символом материнства (существует эпитет «Ганга-Ма» — «мать Ганга»), связью между мирами и средством для очищения. Индусы верят, что река может снимать грехи и помогает спасению. Часто это действие ассоциируется просто с купанием в реке в любое время, а также с погружением в её воды пепла...
Áсуры (от санскр. и пали «असुर» (asura IAST), тиб. ལྷ་མ་ཡིན་ (lha.ma.yin), кит. 阿修羅/阿修罗 (āxiūluo)) — в индуизме божества низкого ранга, иногда называются демонами, титанами, полубогами, антибогами, гигантами. Это связано с тем, что асуры находятся в бинарной оппозиции к сурам, богам индуизма, аналогично оппозиции «боги—титаны» или «боги—гиганты» в древнегреческой мифологии. В зороастризме же — всё наоборот. Асуры там объявляются богами, дэвы — демонами.
Подробнее: Асуры
Калака (санскр. Kâlakâ — чёрно-синяя) — в индийской мифологии одна из жён мудреца Кашьяпы.
Дэ́ва, или дэвата (санскр. देव, deva IAST) — бог, божественное существо в индуизме. В писаниях и традиции индуизма дэвы обычно противопоставляются асурам.
Ри́ши (иногда рши; санскр. ऋषि, ṛṣi IAST — «провидец», «мудрец») — мудрецы в индуизме, которым боги открыли ведийские гимны.
Амри́та (санскр. अमृत, amṛta IAST, «бессмертный») — в индуистской мифологии — напиток богов, делающий их бессмертными. Предание гласит, что амриту получали путём пахтания Молочного океана (кширодаматхана). Богам амриту доставляла Мохини.
Ра́са (санскр. रसा, rasā IAST) — река, упоминаемая в «Ригведе». В буквальном переводе с ведийского санскрита, раса означает «влажность». Возможно, что река Раса, упоминаемая в стихе 5.53.9 «Ригведы», — один из западных рукавов Инда. В 9-й (9.41.6) и 10-й (10.108) мандалах «Ригведы», а также в «Нирукте» Яски, Расой называется мифический поток, текущий вокруг земли в атмосфере (сравните с Океаном в древнегреческой мифологии). В «Махабхарате» и Пуранах Раса ассоциируется с преисподней (подобно реке...
Корибанты (др.-греч. Κορύβαντες) — название мифических предшественников жрецов Кибелы или Реи во Фригии, в диком воодушевлении, с музыкой и танцами, отправлявших служение великой матери богов. Они — сыновья Аполлона и музы Талии, Или сыновья Аполлона и Коры-Персефоны. По родосцам, это некие демоны — дети Афины и Гелиоса. Либо они — дети Крона, либо дети Зевса и Каллиопы, тождественные Кабирам. Либо титаны дали Рее корибантов, прибывших из Бактрианы или Колхиды. Либо с Эвбеи. Овидий в «Метаморфозах...
Ведийский ритуал — ритуал «ведийской религии», предшествовавшей брахманизму и индуизму, получивший распространение на территории современной Индии (хотя истоки его уходят в более ранний период — до пришествия носителей этого ритуала с севера).
Даттатрея (санскр. दत्तात्रेय; dattātreya «данный Атри») — божество индуизма, воплощение Тримурти: Творца — Брахмы, Хранителя — Вишну и Разрушителя — Шивы. В вайшнавизме считается воплощением Вишну. Даттатрея родился у святого Атри Муни и его благочестивой супруги Анасуи.
Галл (греч. γάλλοι, лат. galli) — античный жрец матери богов Кибелы, её возлюбленного Аттиса и почитаемой в Риме сирийской богини Атаргатис.
Си́та (санскр. सीता, Sītā IAST — «борозда») — героиня древнеиндийского эпоса «Рамаяна», супруга Рамы.
Лебединая песня, лебединая песнь (др.-греч. Κύκνειον άσμα, лат. Cantus cycneus), лебединый голос (лат. Cycnea vox) — фразеологизм. Установившееся значение: последнее, обычно наиболее значительное, произведение кого-либо; последнее проявление таланта, способностей и т. п. Как иносказание означает предсмертное сочинение. Выражение основано на народном поверье, согласно которому лебеди, непевчие, «молчащие» птицы, за несколько мгновений до смерти обретают голос, и это предсмертное пение лебедей удивительно...
И́кос (др.-греч. οἶκος — дом) — церковное песнопение, восхваляющее и прославляющее чествуемого святого и церковное событие. Икос образует составную часть утреннего канона, в котором помещается после 6-й песни (непосредственно вслед за кондаком). Автором первых икосов был, согласно церковному преданию, св. Роман Сладкопевец.
Ка́нва (санскр. कण्व, káṇva IAST) — ведийский риши, считается автором нескольких гимнов «Риг-веды» и основателем одной из ведийских школ (шакх). В Ведах он описывается как сын Гхоры и один из Ангирас. В «Атхарва-веде» Канва — это риши, который изобрёл метод лечения всех видов болезней с помощью лечебного растения аджашринги. Другое лечебное растение, апамарга, получает его благословение. Канвы — это потомки этого риши, которые в «Атхарва-веде» упоминаются в числе питри, наряду с Джамадагни и др...
Бра́хма, уст. также Бра́ма; санскр. ब्रह्मा, Brahmā IAST) — бог творения в индуизме. Наряду с Вишну и Шивой является одним из богов Тримурти. Супруга Брахмы — богиня знания и учёности Сарасвати. Брахму часто отождествляют с ведийским божеством Праджапати.
Пеа́н, устар. пэа́н (др.-греч. παιήων, παιάν, παιών) — хоровая лирическая песнь, жанр древнегреческой поэзии. Первоначально пеан — хоровая песнь, адресованная Аполлону, позже — и другим богам (Дионису, Гелиосу, Асклепию). Точная этимология слова «пеан» неизвестна, но весьма вероятна его связь с кругом представлений об искусстве врачевания.
Аллилуйя (лат. alleluia) в католической литургике — жанр (форма) григорианского хорала (cantus planus), песнопение проприя мессы, респонсорного типа: хор возглашает «Аллилуйя», затем солист распевает псалмовый стих (versus alleluiaticus), затем следует репризное проведение хоровой аллилуйи.
Намбуди́ри (малаял. നമ്പൂതിരി, nambũdiri IAST) — каста индуистских брахманов в Керале, высшая каста южноиндийского дравидоязычного народа малаяли. Намбудири считаются наиболее ортодоксальными из всех брахманских каст Индии. Намбудири совершают храмовые ритуалы, основываясь на Тантра-виддхи — сложной и древней ветви тантры, которая существует только в Керале. Намбудири также служат главными жрецами во многих известных храмах по всей Индии (например в храме Бадринатха). Намбудири следуют консервативным...
Да́ну (санскр. dānu «влага») — в ведийской мифологии воплощение первобытной воды, мать Вритры (демона хаоса, врага Индры, персонификация засухи, в образе змея или дракона стерегущего и сдерживающего воды), убитого Индрой. Упоминается в Ригведе (I.32.9)...
Шамс — светоносный ангел в езидизме. Езиды, обращаясь к Богу с молитвами или клятвами, смотрят в сторону солнца и употребляют слово «шамс» который является ангелом, и в функции которого входят писания молитв обращённые к Богу.
Пя́тая Ве́да (pañcama veda IAST) — термин, которым называют ряд послеведийских текстов индуизма, не относящихся к четырём каноническим Ведам, но, несмотря на это, имеющих сходный с Ведами статус. Идея пятой Веды является очень древней и впервые встречается в одной из ранних Упанишад — «Чхандогья-упанишаде» (7.1), которая называет пятой Ведой «итихасы и Пураны». Позднее термином «пятая Веда» стали называть другие тексты (или группы текстов) как на санскрите, так и на индийских языках.
Систр (егип. sḫm; др.-греч. σεῖστρον, лат. sistrum — «то, что встряхивают») — ударный музыкальный инструмент без определённой высоты звука.
Ла́нка (санскр. लंका lankā IAST «остров») — древнее название острова Шри-Ланки. В древнеиндийском эпосе «Рамаяне» и в Пуранах Ланкой также называют столицу царства демона Раваны, находившуюся на Шри-Ланке. Описывается, что столица Раваны располагалась на плато, среди трёх горных пиков Трикута. Согласно «Рамаяне», Ланка была сожжена Хануманом. После того, как Равана был убит Рамой, царством правил брат Раваны Вибхишана. Говорится, что его потомки правили Ланкой во времена Битвы на Курукшетре. В «Махабхарате...
Антифо́нное пе́ние (от греч. ἀντίφωνος) — хоровое (ансамблевое) пение, в котором попеременно звучат два хора (или два вокальных ансамбля). Антифонное пение применялось в древнегреческой трагедии (где хор делился на 2 полухория) и, возможно, в древнееврейском богослужении. По данным греческого историка V века Сократа Схоластика, в христианское богослужение введено Игнатием Антиохийским. Другие древние авторы относят появление антифонного пения к IV—V векам от н. э., иногда также указывая в качестве...
Ипакои́ (церк.-слав. ѵпакоѝ, греч. ὑπακούω — прислушиваться, вслушиваться, внимать; послушание от греч. ὑπό — из-под, под + греч. ἀκούω — слушать) в Православии — разновидность церковного молитвословия. Ипакои, как правило, поются или читаются на повечерии, на полунощнице или на утрени. В XIV веке под термином ипакои понимался припев к стихам псалма. Обычно в этой песни повествуется о том, как ангел возвестил женам-мироносицам, мироносицы — апостолам, а те и другие — всему миру о Воскресении Христовом...
Трои́чен (ст.‑слав. троичьнъ, др.-греч. τριῳδικόν) — в православном богослужении то или иное песнопение: стихира или тропарь или седален — в честь Троицы. Троичны поются на буднях на утрени, когда поется аллилуйя и не поется «Бог Господь». В этом случае после аллилуйи поются на глас Октоиха три троичных тропаря: первый без припева, второй с припевом: «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху», третий с припевом: «И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь». В каноне троичен тропарь обычно бывает предпоследним...
Бакхий (греч. βακχεῖος) — название редкой стопы в античном стихосложении, её форму образуют краткий слог и два долгих слога с ударением на первом долгом (U —́ —). Бакхий употреблялся в гимнах в честь бога Вакха, а также латинскими поэтами.
Су́ра (санскр. सुरा, surā IAST) — хмельной напиток в Ведах, а также богиня, его персонифицирующая.
Сома (санскр. सोम), от протоиндоиранского *sauma-) — важный ритуальный напиток у индоиранцев и в более поздних ведийской и древнеперсидской культурах, персонифицируемый как бог.
Литания Ра — это один из наиболее важных древнеегипетских заупокойных текстов Нового царства. Литания Ра, более известная как «Книга молитв Ра на Западе, молитвы Единому союзу на Западе». Как и многие другие заупокойные тексты, литания записывалась на внутренних стенках саркофагов. Она была своего рода справочником, помогавшим умершим в загробном мире. В отличие от других заупокойных текстов, литания была доступна только фараонам, в редких случаях избранным придворным.
Херуви́мская песнь (греч. Χερουβικός Ὕμνος; кратко по первым словам — И́же херуви́мы) — в византийском обряде (православие и грекокатолицизм) песнопение, которое поётся на Литургии и служит подготовкой верующих к великому входу, который разделяет его на две части. С точки зрения большинства литургистов не является молитвой, а описывает действия, невидимо происходящие в данный момент Литургии.
Шра́ута (санскр. श्रौतम् Śrautam IAST) — консервативная ритуалистическая традиция ведийской религии в индуизме, основанная на священных писаниях шрути. Практикуется по сегодняшний день в некоторых местах в Индии и является малочисленным течением в современном индуизме. Термин «шраута» представляет собой вриддхи (производное) от «шрути», также как смарта — от смрити.
Сваха́ (санскр. स्वाहा, svāhā IAST; кит. трад. 薩婆訶, упр. 萨婆诃, пиньинь: sàpóhē, палл.: сапохэ; яп. 薩婆訶 совака; тиб. སྭཱ་ཧཱ། , Вайли soha) — в индуизме и буддизме богиня и сакральное слово, акцентирующее внимание и часто указывающее конец мантры.
Ора́кул (лат. oraculum, от oro — «говорю, прошу») — наиболее распространённая в античности форма прорицания, состоявшая в том, что предсказание от имени божества по запросу верующих оглашал специальный жрец, который и именовался оракулом. В более широком смысле под оракулом понимали и прорицалище — место, где оглашалось предсказание, и сам текст предсказания.
Песнь Пресвято́й Богоро́дицы («Честне́йшая», Пѣснь Пресвяты́я Богородицы), Песнь Богородицы — песнопение православной утрени, предшествующее 9-й песни канона. Составлена на текст хвалебной речи Девы Марии (Лк. 1:46—55), с прибавлением припева «Честне́йшую херуви́м…» к каждому стиху, откуда получила своё второе, наиболее употребительное название — «Честнейшая».
Вала (valа IAST, «охватывающий, скрывающий»), позднее Бала — в древнеиндийской мифологии имя демона.
А́дити (санскр. अदिती — букв. «свободная», несвязанная) — в ведийской религии олицетворяет собой женское начало, высшее воплощение материнства.
Запе́в — в церковном и народном пении одноголосное начало, исполняемое одним лицом. После запева следует пение хора. В песне запев или бывает только в начале, или постоянно чередуется с хором. В запев входит или целая мелодия, или часть её; иногда мелодия запева отличается от мелодии хора. В народных песнях запев часто варьируется в процессе куплетного повторения мелодии.
Ваджапе́я (санскр. वाजपेय, vājapeya IAST, «испитие силы») — ведийский обряд традиции шраута.